Софрониевский монастырь

 
 

Софрониевский монастырь

г. Путивль



Софрониевский монастырь
Когда и кем была основана Молчанская Печерская пустынь? К сожалению, никто не может сегодня дать точный и однозначный ответ на этот вопрос, назвать конкретные имена и даты. Однако документальные источники, а также легенды и предания позволяют нам утверждать, что история этой обители уходит корнями в седую старину — не исключено, что первые иноки поселились здесь уже в XI столетии; во всяком случае, по самым скромным подсчетам это произошло не позднее чем в XIII веке.
Вот что говорится в «Историко-статистическом описании Софрониевой пустыни», составленном в 1837 году:
...Начало свое пустынь возымела вскоре по крещении Руси, при великом князе Владимире Святом. Весьма возможно даже, что основание ей положено кем-либо из прибывших на Русь из Греции с митрополитом Михаилом монахов, ибо по свидетельству Илариона [древнерусский писатель, первый киевский митрополит из русских с 1051 г.], тогда «монастыреве на горах сташа, черноризцы явишася».
Если исходить из этого утверждения, то монастырь был основан во времена княжения Владимира Святославича (980-1015), с приходом на землю русскую православия.
Представляется заслуживающим доверия предание об основании пустыни монахами Киево-Печерской лавры, покинувшими Киев после разорения его монголо-татарами в 1240 году. Летописец — очевидец тех трагических событий — с горечью восклицает: «И причинился страх и ужас великий, когда не только киевляне бежали из Киева, но и иноки Феодосиева монастыря [Киево-Печерской лавры]».
В «Описании Софрониевой пустыни и скита при ней», составленном в 1910 году, очень часто приводятся интересные выдержки из «древних монастырских летописей, хранящихся в монастырской ризнице, писанных уставом». К сожалению, эти документы были безвозвратно утрачены в 20-е годы XX века, в период разгула воинствующего атеизма. А там были зафиксированы любопытные сведения:
Волею Божиею на место сие придоша от киевских пределов два отшельника-монаха и обретша на древнем мондстырищи малу пещеру и обновивши ю, живяху в ней...
Эта информация дает основания предположить, что подвижники христианства появились в «сих краях» еще до разорения Киева кочевниками. Ведь «на древнем монастырищи» лаврские монахи поселились в уже готовой, обустроенной их предшественниками монашеской пещере, лишь «обновивши ю». Далее летопись продолжает: «Они [монахи] имеша у себя образ Пресвятыя Богородицы и моляхуся ей во дни и нощи...
Как бы там ни было, можно согласиться, что именно иноки Киево-Печерской лавры стали основателями Молчанской пустыни. Спасаясь от кочевников, они, вероятно, забрели в эти отдаленные глухие края, поселились в лесных дебрях на естественной возвышенности, которую нарекли потом — за удивительную красоту природы — Чудной горой, у обширного болота, получившего название «Молче» и давшего имя будущей Молчанской пустыни.
Сначала иноки вырыли пещеры для уединения и молитв, а потом их последователи стали обустраивать печерский монастырь. В «Описании Со-фрониевой пустыни и скита при ней» читаем:
Существование сей обители предание относит ко временам великого князя Литовского Александра-Ольгерда (1345-1377 гг.). В период княжения этого Александра здесь был уже благоустроенный монастырь, с архимандритом Филаретом во главе, который «...бил-де челом тому великому князю, а потому-де челобитию велено всем боярам путивльским, дабы давали к оному монастырю, по прежнему, как издавна давали...»
Последняя фраза — «как издавна давали» — указывает на то, что монастырь был основан задолго до утверждения в наших краях господства Литовского княжества. Скорее всего, это произошло во второй половине XIII века стараниями киевских лаврских монахов.
В конце XIV века Молчанская пустынь пришла в упадок. Случилось это, вероятно, вследствие очередного нашествия крымских татар — «нахождения варварского и иных разных людей».
Какое-то время, как гласят древние документы, «сие место лежаше впусте»...
Наступил памятный день — 18 сентября 1405 года. Именно с этой даты ведет отсчет история Молчанского Печерского монастыря Рождества Пресвятой Богородицы. Что же случилось той далекой осенью почти шесть веков назад?
По словам монастырского летописца, произошло вот что:
На осень 1405 года, в месяце Сентембрии 18 числа, человек некий Бортник, хождаше в лесе по-над болотом Молчею, осматривая на древах борты [ульи] со пчелами. На горе, зовомой Чудной, идеже живша прежде упомянутии два монаха, внезапну узре свет сияюци на древе. И пришед Ближе, увдя на древе стояцие икону Пречистыя Богородицы с Превечным, на левой руце держимым, Младенцем.
Он же [бортник] поклонися до земли пред святою иконою, и се глас бысть к нему: «Да построится на сем месте церковь Пречистей Богородице!»
Далее описано, как бортник направился в город Путивль, где известил духовенство и городские власти, а также поведал простым людям о чудесном явлении. К указанному им месту тотчас поспешили многие, а там, увидев святую икону чудотворную, упали на колени и со слезами радости «...певша молебные пения... и тогда быша чудеса многи и исцеления болящим...»
В скором времени на месте явления Чудотворной иконы Пречистой Богородицы была срублена небольшая часовня. Сняли святую икону с дерева и поместили ее в этот вновь сооруженный «храм молитвенный».
О чуде, происшедшем на месте древней пустыни, было сообщено великому князю московскому Василию Дмитриевичу (1371-1425) и митрополиту всея Руси Киприану.
Путивльские священники и светские власти просили благословения и высочайшего повеления «построить на оном месте церковь во имя Рождества Пресвятыя Богородицы». Повеление великого князя и благословение пресвященнейшего митрополита были незамедлительно получены, и вскоре на месте явления чудотворной иконы выросла деревянная церковь.
Кроме того, в послании из Москвы повелевалось:
На сем пустынном месте построить монастырь ОБщежительный, и игйден бысть с вратиею, и даны выша к сему монастырю от великого князя вотчины и села на пропитание Братии.
Шли годы, десятилетия, века... Свеча православной веры то почти угасала, то ярко вспыхивала в этих удаленных от мирской суеты, избранных Богом пределах.
Численность братии в обители умножалась. Аскетический образ жизни иноков, неуклонно следующих принципу «уничижение плоти — возвышает дух», привлекал сюда стремящихся к уединению монахов-схимников, которые заселяли все новые и новые пещеры. Молчанская пустынь продолжала обустраиваться. Она обзавелась пригодной для возделывания землей, угодьями для рыбной ловли. Возводились надворные постройки.
В прихожанах недостатка не было. Уже в те далекие времена — в ХV-ХVI веках — Молчанская Печерская пустынь имела многочисленных почитателей и паломников.
У даленная от крупных населенных пунктов Молчанская пустынь часто подвергалась разграблению и разорению «пришлыми разбойными крымскими людьми». В путивльских писцовых книгах под 1591 годом встречается интересное свидетельство, которое приводит в своей книге «Путивльский Молченский Печерский монастырь» (1884 г.) историк-исследователь П.Преображенский: «В Путивльском уезде от города 20 верст монастырь Молченский (ныне Софрониева пустынь Курской губернии) Рождества Пресвятыя Богородицы, да також монастырь на посаде в остроге (в крепости) теплый храм Софии Премудрости Божей да собор Пресвятыя Богородицы»... Это был двухъярусный храм, на первом этаже которого располагался главный соборный престол Рождества Пресвятой Богородицы Печерской.
Итак, в конце XVI века в каменной крепости города Путивля был сооружен храм, который принадлежал Молчанской пустыни и являлся ее городским подворьем «по примеру знатнейших русских обителей, имевших в Москве и других больших городах свои часовни и храмы для приезда настоятелей и монастырских людей».
Правильность такого заключения подтверждает факт, что в том же 1591 году игумен Молчанской пустыни Пафнутий приобрел в Путивле «осадный двор», на котором построил церковь Флора и Лавра.
В 1602 году игумен городского подворья Илья сообщал в Москву, что «строится де в Путивле Государева Богомолья Рождества Пречистой Богородицы общежительный монастырь вновь...» (здесь «вновь» означает, что речь идет о новом монастыре).
И вскоре городское монастырское подворье стало самостоятельным Путивльским монастырем, который присвоил себе даже полное название древней пустыни — Молчанский Печерский Рождества Пресвятой Богородицы...
Получилось так в силу определенных обстоятельств.
Известно, что в 1592 году крымские татары, как пишет П.Преображенский, «во время опустошительного набега своего на пределы Рязанские, Каширские и Тульские разорили отчасти лежащий по дороге город Путивль, а особенно окрестности, и в том числе древнюю Молчанскую пустынь. Не успев оправиться как следует от татарского погрома, Молчанская пустынь в 1605 году, при появлении первого самозванца [Лжедмитрия I] в пределах Путивльских с польскою шляхтою, снова была разграблена и опустошена поляками...»
В этом же 1605 году скончался первый настоятель Путивльского подворья Илья. И вполне закономерно, что игумен Пафнутий из разоренной древней Молчанской пустыни (где, как свидетельствует грамота царя Федора Ивановича от 23 марта 1593 года, после татарского набега оставалось всего полтора десятка человек) со своей немногочисленной братией переселился в Путивльскую каменную крепость.
Невзирая на «смуту», которая захлестнула тогда Русь, в Путивльском монастырском подворье, за городской крепостной стеной, было сравнительно безопасно.
Все иконы, церковная утварь Молчанской пустыни были переправлены в городской Путивльский монастырь. В книге П.Преображенского сообщается:
Самое место, на котором стояла некогда пустынь, и все угодья, которыми она владела, приписаны были теперь к Путивльскому монастырю. В то время Молчанская пустынь владела следующими угодьями: двумя селищами Линовс-ким и Климовским, с прилегающими к ним лесами в длину на 6, а в ширину на 4 и 3 версты, на Беликовском колодце принадлежала ей слобода, кроме того, пустынь имела свои рыбные ловли. Но самым главным сокровищем из перенесенных игуменом Пафнутием в Путивлъский монастырь была святая икона Молчанской Богородицы, явившаяся в 1405 году на болоте Молче вблизи упраздненной пустыни...
Итак, в 1605 году древняя Молчанская пустынь была фактически упразднена. Ее городское подворье обрело статус самостоятельного Путивльского монастыря, который стал называться Большим Молчанским. «И слыл еще монастырем „Белыя Богородицы", — сообщает древняя монастырская летопись, — от каменной церкви, выбеленной известью, построенной, по преданию, расстригою, который назвался царевичем Димитрием. Другие, впрочем, утверждают, что церковь эту построил некий грек Илия».
Именно игумен Илья стоял у истоков создания городского подворья Молчанской Печерской пустыни, а потом и самостоятельного Путивльского Молчанского монастыря. Грамота Московского патриарха Иова от 5 сентября 1597 года свидетельствует:
Иаз Иов патриарх царствующего города Москвы и всея России, игумена Илью с братею... пожаловал: дани своея церковные и казенных пошлин иметь не велел, для того, что тот монастырь стал вновь...
Достаток шел об руку с милосердием. Во время первой мировой войны — начиная с 1915 года — при монастыре работала бесплатная столовая, где паломникам, беженцам и просто бедным обездоленным людям выдавалась пища; был открыт сиротский приют для детей погибших военнослужащих.
Веками бережно собирали обитатели пустыни сокровища материальной и духовной культуры. Как уже упоминалось, в монастырской библиотеке хранились ценнейшие книги, в том числе первопечатные, — среди них, в частности, «Библия» 1581 года, «Катехизис» 1591 года, «Требник» 1606 года, «Евангелия» 1689 и 1698 годов издания.
Многие предметы церковного обихода представляли собой произведения ювелирного мастерства, имеющие помимо материальной высокую историческую и культурную ценность.
Некоторое представление о том, чем именно обладал Софрониевский монастырь в канун октября 1917 года, может дать фрагмент перечня, взятый из официального документа тех времен:
...Крест серебряный позлащенный, вокруг распятия унизан жемчугом.
Блюдо серебряное с вызолоченными по краям травами, посредине резное изображение Спасителя — подарок Великой Государыни, Благоверной царевны и Великой княгини Анны Ивановны.
Крест наперсный золотой с серебряною цепочкою, принадлежавший архимандриту Феодосию.
Риза на чудотворном образе Иверской Божией Матери. На ней одежда, два венца и вокруг всей ризы оклад отличной чеканки из чистаго червон-наго золота, а поля отделаны в виде сияющих лучей — золотыя. В короне Божией Матери два
больших изумруда, один яхонт и более 15 бриллиантов. Венцы усыпаны стразами, а между ними положено более 26 бриллиантов... В убрусе, на честь Божией Матери, большой бриллиант, на правой раме [плече] — изумруд, а на персях — яхонт. Все три камня обложены бриллиантами
на подобия звезд, а сама риза унизана мелким и крупным жемчугом.
Чаша для водосвящения серебряная чеканной работы, с подножием и двумя ручками. В ней весу 10 фунтов и 34 золотника [примерно 4 кг 230 г]. Изготовлена 1 января 1746 года на средства жертвователей.
Блюдо для освящения хлебов серебряное, чеканное, на подносе, к нему приделаны подсвечник на три свечи и отливной позлащенный образ Спасителя. Весу 7 фунтов 15 золотников [примерно 2 кг 930 г], устроено в 1846 году иждивением монастырским.
На иконе Молчанской Богоматери риза серебряная, вызолоченная, украшена жемчугом и цветными каменьями, в коронах — бриллианты...
Еще раз отметим: здесь приведена лишь незначительная часть списка ценностей, принадлежавших Софрониевой пустыни.
Неудивительно, что с приходом новой власти внимание ее представителей привлек столь «лакомый кусок»...
После октября 1917 года настала эпоха, когда были уничтожены многие поистине бесценные памятники зодчества, изобразительного искусства, литературы, связанные с тысячелетней историей православия на нашей земле, ограблены и превращены в развалины многие храмы...
Не миновала чаша сия и Софрониеву пустынь. «Курские епархиальные ведомости» того тревожного времени сообщают: «В Курской епархии только за последний месяц 1917 года были ограблены вооруженными солдатами Путивльская Софрониевская и Белгородская Николаевская пустыни, Льговский женский монастырь...»
А зимой 1919-го (ровно за три года до декрета ВЦИК от 16 февраля 1922 года об изъятии ценностей во всех церквях и монастырях) в обитель нагрянула комиссия Путивльского ревкома с намерением заполучить монастырские ценности — но цели своей не достигла. Воспоминания одного из непосредственных участников этой неудавшейся операции — Т.И.Хильченко — раскрывают ход событий:
...Комиссией Ревкома были изъяты ценности из монастырей. Но не во всех монастырях изъятие ценностей проходило гладко. Когда комиссия Ревкома с небольшим отрядом прибыла в Софрониев монастырь поздно вечером 15 февраля 1919 года под праздник Сретения, они тут же не приступили к изъятию ценностей, а отложили до утра, чем понесли большую ошибку. Монахи за ночь успели припрятать все ценности, и, кроме того, один из монахов напал на нашего человека, хотел разоружить его, но сам тут же был убит.
Утром в монастырь прибыло по сигналу монахов много крестьян и крестьянок, которые потребовали комиссию Ревкома с его отрядом удалиться из монастыря и не нарушать праздничного богослужения. Комиссия не знала, как ей поступить, запросила от Ревкома помощи и подкрепления. Во время этих переговоров казначей монастыря сумел скрыться. Когда прибыло подкрепление, то в монастыре, за незначительным исключением, никаких ценностей не было найдено...
Примечательна необычная для того времени деталь: простые люди из близлежащих сел не побоялись встать на защиту обители. Благодаря решительным действиям местного населения и монахов комиссия ревкома не смогла добраться до монастырских святынь.
В феврале 1920 года в трех уездах — Путивльском, Рыльском и Льговском Курской губернии — крестьяне, возмущенные грабительской политикой продразверстки, подняли восстание, которое было жестоко подавлено. Настоятеля и братию Молчанской Печерской Софрониевой пустыни обвинили в том, что они якобы давали укрытие его участникам в стенах монастыря. Последовали выводы о «неблагонадежности и враждебном отношении к советской власти», на основании чего монастырь был упразднен.
После изгнания монахов на территории обители разместили детский дом для детей, вывезенных в голодный 1921 год из Поволжья. В период «испанских событий» 1937 года сюда начали поступать и дети из далекой Испании.
Затем это удаленное от населенных пунктов, обустроенное место облюбовал для своих целей НКВД. Здесь был развернут Путивльский концентрационный лагерь для польских военнопленных, где, согласно документальным данным, по состоянию на 1 ноября 1939 года находилось 1525 польских офицеров.
Вот выдержки из архивных документов бывшего НКВД/КГБ СССР:
Совершенно секретно. Вручить немедленно . Записка по проводу (с изъятием ленты) г.Киев. НКВД т.Горленскому. г.Путивль. Лагерь НКВД т.Смирнову.
Военнослужащих солдат, родина которых находится в немецкой части Польши, т.е. жителей воеводств, отошедших к Германии — содержать... в Путивльском лагере Сумской области, вплоть до особых указаний.
Народный комиссар внутренних дел СССР,
Комиссар Госбезопасности 1-го ранга
Лаврентий Берия
«Особые указания» последовали весной 1940-го: убедительно рекомендовалось с 25 марта приступить к «разгрузке» лагерей. Что это означало — вряд ли нужно кому-нибудь объяснять.
22 мая 1940 года «разгрузка» была завершена, и Путивльский лагерь НКВД прекратил свое существование.
.. .А ровно через один год и один месяц началась война, вписавшая в историю Софрониевско-го монастыря и окружающих сел и героические, и трагические страницы. В 1942 году на территории бывшей Софрониевой пустыни располагался штаб партизанского соединения под командованием С.А.Ковпака. «На бледном горизонте вырисовывались корпуса монастырских полуразрушенных строений, — вспоминает начальник штаба Г.Я.Базыма в своей книге «По следам великого рейда». — Над корпусами вздымались купола церквей и высокая колокольня. Стены вокруг монастыря толстые, высокие...»
Уже в мирное время, всего за несколько послевоенных лет, Софрониевский монастырь, что строился веками, был обращен в руины — в основном руками людей, которые поистине не ведали, что творят, не только не испытывая уважения к святыне, но и не представляя себе ценности уникального архитектурного памятника.
В 1950-1952 годах кирпичи, добытые из стен монастырских строений, пошли на строительство новых корпусов Бунякинского пенькотрепального завода. А в колхозах «Мировая революция» и «Социалистический труд» для остатков древней пустыни нашли применение и того лучше: «добротные стройматериалы» были пущены на сооружение... коровников и свинарников. На месте, где прежде возвышался центральный храм Рождества Пресвятой Богородицы, бульдозерами разровняли землю и устроили площадку под летний лагерь для колхозного скота.
Вплоть до 1998 года Софрониевский монастырь представлял собой заброшенную пустошь.
Из былого монастырского великолепия уцелело всего несколько наземных и часть подземных сооружений. Горько думать, сколько же мы потеряли... Так и напрашивается слово — «безвозвратно». Однако, несмотря ни на что, теперь есть основания и для оптимизма. Мы можем надеяться, что вновь восстанет Софрониева пустынь из руин, как сказочная птица феникс из пепла. Здесь уже теплится духовная жизнь, отправляются службы, обживают обитель новый настоятель с пока немногочисленной братией. Да и архитекторы, после проведенной ими исследовательской работы, утверждают: вернуть былую красоту архитектурному комплексу монастыря будет непросто, но все же это возможно
Молчанский монастырь
В конце XVI века на месте древнерусского деревянного острога, неоднократно упоминаемого в летописях XII века, была построена каменная цитадель. Называлась она Кремлем и была шестиугольной в плане, с круглыми угловыми башнями и квадратной надвратной. Невысокие стены имели три яруса бойниц. Уповая на надежность Кремля, здесь в 1570-х годах устроили свое подворье монахи загородного Молчанского монастыря (ныне бывший Софрониевский монастырь у села Новая Слобода Путивльского района). В 1580-1590 годах они построили посреди крепостного двора каменный собор Рождества Богородицы, а к 1597 году прибрали к рукам и всю крепость, превратив ее в монастырь. В случае войны монахи были обязаны защищать монастырь-крепость. Позже собор неоднократно перестраивали, надвратную башню превратили в колокольню, а в XIX веке оборонные стены и башни стали разбирать на кирпич, так что от старых укреплений сохранились лишь надвратная башня, перестроенная в колокольню, круглая наугольная башня слева при входе в монастырь с примыкающим небольшим участком крепостной стены и центральное сооружение - собор, с которого и следует начать осмотр ансамбля. Этот собор - уникальное явление в украинской архитектуре. Высказывались гипотезы о том, что это -только часть древней, гораздо более крупной постройки, или наоборот, что собор - это поздняя пристройка к древней крепостной башне, превращенной ныне в алтарь. Высказывали надежды, что этот архитектурный памятник может послужить ключом для определения источников и путей формирования украинского национального стиля в архитектуре XVII-XVIII веков: И действительно, композиция здания необычна. Оно двухэтажное, состоит из трех высоких башен - центрального объема, алтаря и придела. Исследования, начатые в 1970-е годы архитектором В. И. Трегубовым и продолженные другими специалистами, определили, что такой облик храма - результат перестроек, проведенных на рубеже XVII-XVIII веков. Все три объема - центральный, алтарь и придел, а также галерея были построены одновременно, в 80-х годах XVI века. Первоначально четверик главного объема завершался так называемой „горкой кокошников" с куполом, а алтарную башню венчал мощный каменный шатер, гораздо выше главы собора, что по церковным канонам недопустимо. Еще одним нарушением всех канонов был алтарь в виде квадратной башни, а не полукруглой апсиды. Чем это вызвано? Очевидно, собор возводился на небольшом крепостном дворе, обстроенном со всех сторон. Для постройки трапезной, теплой церкви, собора, самой высокой башни крепости, кладовых пороха и оружия, а также поварни в виде отдельно стоящих сооружений просто не было места. Пришлось все это объединить в одном здании. Кладовые - в подвале и на первом этаже (он назывался подклетом), трапезная и поварня - в подклете, собор и теплая церковь - на втором ярусе, боевая камера с бойницами - на третьем ярусе над алтарем. Из этой восьмиугольной в плане боевой камеры можно держать под огнем далекие подступы к монастырю. Таким образом, собор принадлежит к редчайшему типу многофункциональных культовых зданий, приспособленных к обороне. Их нередко называют „церковь-крепость". Неизвестные зодчие XVI века не только создали гармоническое архитектурное сооружение, но и решили важную инженерную задачу: с возведением собора система фортификации Кремля приобрела завершенность, и он стал неприступным. В „Смутное время", между 1606 и 1612 годами, собор горел, отстраивался и был заново освящен в 1630 году. На рубеже XVII—ХУЯ1 веков его сильно перестроили. Сооружение приобрело черты украинского барокко. Это и не удивительно. Путивль являлся пограничным городом Русского государства, здесь издавна жили и русские, и украинцы. Взаимовлияние культур двух народов сказывалось во всем, в том числе и в архитектуре. Поскольку надстройку собора производил русский архитектор (возможно, работавший тогда же в Глухове знаменитый „записной государев мастер" Матвей Ефимов), то результатом явилось сочетание общей композиции, характерной для украинского строительства, с типично русским декором. Следует также обратить внимание на то, как тактично и уважительно подошел Матвей Ефимов к работе своего предшественника: декоративные детали начала XVIII века не диссонируют с декором XVI века, который сам по себе представляет огромную ценность. Так, стена алтарной башни украшена на всю высоту рядами квадратных ниш, которые размещены в шахматном порядке, благодаря чему стена напоминает украинскую плахту. Это единственный на Украине образец такого декора. Сейчас собор реставрируется. Восстанавливаются галереи, разрушенные в 30-х годах. Западнее собора - надвратная колокольня, с виду -стандартная двухъярусная постройка, увенчанная шатром с луковичной главкой. Однако детальное ее изучение в последние годы показало, что нижний ярус - это не что иное, как надвратная башня Кремля, построенная во второй половине XVI века. Сейчас ничто не напоминает об оборонном характере постройки: бойницы разрушены, внутренний ход, ведущий на боевую площадку стены, заложен кирпичом, да и сами стены, примыкающие к башне, не сохранились, за исключением фундаментов в земле. В 1700 году шатровую деревянную кровлю башни разобрали и надстроили высокий восьмерик с арочными проемами звонов. Автором перестройки является, вероятно, тот же Матвей Ефимов. Белая гладь оштукатуренных стен расчленена пилястрами и украшена прекрасными многоцветными поливными изразцами местной работы, создающими мажорный цветовой аккорд. По внутренней лестнице можно подняться на верхний ярус колокольни, где когда-то висели колокола, чтобы полюбоваться панорамой нагорной части города и бескрайними лугами, на фоне которых вырастает величественная громада собора. Севернее колокольни - одноэтажный корпус с угловой круглой башней. Это трапезная, пристроенная в 1730-х годах к древней крепостной стене с башней. Стоит обойти ее вокруг, чтобы увидеть небольшую угловую башню Кремля, сильно перестроенную в 1880-х годах, а за ней - сохранившийся фрагмент крепостной стены XVI века. Удивляет ее сравнительно небольшая высота - не более 5 метров. Однако значительная толщина, частое расположение бойниц верхнего и косого боя, наличие в первом ярусе глубоких ниш для установки артиллерии - вое это говорит о ее оборонном назначении.
Эта стена упирается в мощную трехэтажную пост-„ ройку, в которой сейчас с трудом можно узнать Иоанновскую церковь, сооруженную в 1866-1869 годах. Церковь построена в официальном русско-византийском стиле на месте разобранного храма XVI века. Несмотря на внушительные размеры, ее одноглавый силуэт хорошо вписался в ансамбль. После революции, когда монастырь как таковой был ликвидирован, купол церкви разрушили, надстроив вместо него один этаж, и церковь стала похожа на большой ° жилой дом. Несомненно, в целях сохранения красоты ансамбля необходимо вернуть этому зданию первоначальный облик.
С южной стороны монастырского двора, между собором и колокольней привлекает внимание большой двухэтажный настоятельский корпус, построенный в 30-х годах XVIII века, толстые стены которого, равно как и местонахождение на самом склоне горы, свидетельствуют о том, что в основе здания - древняя крепостная стена и, возможно, еще какие-то постройки XVI века.
Если выйти из монастыря и спуститься лесной дорогой к Сейму, то с правой стороны у самой дороги по скату горы видна невысокая стена с бойницами разнообразной формы: узкими - для ружейного огня, широкими арочными - для пушек. Но признать в этой стене крепостную мешает ее слишком незначительная высота - около полутора метров. И тем не менее, перед нами - каким-то чудом сохранившийся элемент сложнейшей системы общегородских укреплений XVII века.
Эту стену построил в 1620 году по приказу царя Михаила Федоровича Анисим Радишевский, который был не только известным фортификатором, но и талантливым архитектором, инженером, артиллеристом, теоретиком градостроительства и военного дела. Он известен как автор книги „Устав ратных, пушечных и других дел, до воинской науки относящихся..." -первого на Руси теоретического труда, познакомившего наших предков с передовым европейским военным и строительным искусством. Стена, построенная Радишевским в Путивле, - едва ли не единственное точно установленное его произведение, сохранившееся до наших дней. Она не только защищала проходившую вдоль нее дорогу - один из основных въездов в Путивль со стороны реки, но и выполняла функцию подпорной стенки, препятствовавшей оползням монастырской горы.
Из старой литературы и архивных источников известно, что монастырская гора прорезана множеством пещер и подземных ходов, из которых некоторые прорыты одновременно с постройкой Кремля (в XIX веке в этих ходах находили польские монеты времен Лжедмитрия I ). Часть ходов обложена кирпичом. В советское время они не исследовались. Все это свидетельствует о том,что монастырская гора хранит еще немало тайн. Археологические и спелеологические исследования помогут восстановить забытые страницы истории Путивля.
Западнее надвратной колокольни, ближе к городу -постройки монастырского хозяйственного двора, два каменных корпуса гостиниц, перестроенные до неузнаваемости в послевоенный период. Из Молчанского монастыря происходят несколько замечательных произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства. К сожалению, великолепный резной позолоченный иконостас собора не сохранился, но уцелело напрестольное Евангелие XVII века в кожаном переплете с накладными чеканными серебряными украшениями, где переплетаются медальоны с фигурами святых и великолепный растительный орнамент в лучших традициях ювелирного искусства эпохи барокко.
Молчанский монастырь - один из основных объектов заповедника. Существует проект воссоздания его частично утраченных сооружений. После окончания реставрационных работ здесь будет мужской монастырь.
Пройдет немного времени, и жемчужина средневековой архитектуры вновь предстанет в первозданной красоте и величии как памятник гению наших предков.
Чтобы закончить эту тему, следует кратко рассказать об общей системе обороны Путивля в XVI—XVII веках. Она является выдающимся явлением в отечественной истории. Ведь Путивль по протяженности общегородских укреплений превосходит такие пограничные города, как Псков и Смоленск, уступая лишь Великому Новгороду. Его территорию полукольцом охватывал мощный вал со рвом, упираясь концами в обрывистые берега Сейма. А внутри этого полукольца находились те укрепления, о которых мы рассказали. О масштабах общегородских укреплений могут дать представление следующие данные: общая длина полукольцевого вала - более 5 километров; ширина рва - 9 метров, глубина - 6 метров; высота земляного вала - 4 метра, ширина - 5 метров. Только при реконструкции этих укреплений в 1677 году объем выполненных земляных работ составил около 100 тысяч кубометров - а это немало даже по современным меркам, при наличии мощной землеройной техники. Эта линия укреплений имела шесть ворот, на пяти из них стояли восьмигранные рубленые дубовые башни. К сожалению, от этого грандиозного вала никаких следов практически не осталось. Можно указать лишь на места размещения главных надвратных башен: Борисоглебская башня стояла на нынешней улице Островского недалеко от пересечения ее с улицей Челюскина; Конотопская башня - на перекрестке улиц Первомайской и Чапаева; Новгородская башня - на улице Советской возле автовокзала; Глуховская - на улице Луначарского возле Дома учителя; Рыльская -на улице Горького, несколько южнее улицы Кирова.
Все это бесследно исчезло в XVIII веке, однако осталось зафиксированным в словесных описаниях Строельных, Сметных книг и Росписных списков Путивля XVII века, которые ныне хранятся в архивах. Восточнее Молчанского монастыря за речкой Крынкой расположен огромный безлесый холм, называемый Коптевой горой. С юга склоны его обрывисты, с запада - пологи, а с севера узким перешейком гора соединяется с плато. У подножия ее серебряной лентой вьется Сейм. Дождались, чтобы ровно через 50 лет похоронили по-людски. О чем думали они тогда, в последние мгновения жизни, обороняя 11 июля 1941 года наш город? Ни один не покинул поле боя. Они остались лежать на белорусской земле, неизвестные солдаты. И получили их родные не похоронки, а уведомления с загадочным текстом: "Пропал без вести…" Три дня с мальчишками из отрядов "Витязь" и "Поиск" мы разгребали свалку мусора на окраине д.Ольгово. Потом, когда сняли верхний слой земли, под корнями деревьев обнаружили останки бойцов. По черепам погибших мы насчитали 18 человек. У каждого из них нашли солдатский медальон. Позже, обследуя местность, прилегающую к этой могиле, ребята из отряда "Риф" обнаружили останки еще 8 человек. Из 26-ти медальонов сразу удалось прочесть лишь 8:
- "Астахов Николай Иванович, 1917 года рождения, красноармеец, уроженец УССР, Сталинская обл., Артемовский район, с.Покровексе",
- "Бойчук Тимофей, 1919 года рождения, уроженец Западной Украины, Солотвищенский район, д.Багривка",
- "Бойчук Юрко Романович, 1919 года рождения, уроженец Западной Украины, Солотвищенекий район, д.Багривка",
- "Гузь Алексей Лукьянович, 1913 года рождения, уроженец Воронежской области, Алексеевский район, д.Луценк...",
- "Ковтун Петр Терентьевич, 1912 года рождения, уроженец Сумской области, г.Путивль, с.Ховзовка, призывался Горловским РВК",


Создан 26 июн 2008



  Комментарии       
Всего 1, последний 8 лет назад
--- 19 дек 2010 ответить
Есть в этой статье ошибочка. На самом деле в Советские времена проводились спелеологические обследования. Я лично принимал участие в качестве бесплатной рабсилы. Подземная часть очень интересна и хранит некоторые тайны. Хочется ещё там побывать.
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником
 
    СВАРОЧНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ.         магазин  Погода в Украине